Приказ ФСБ запретил говорить об армии?

Сеть наводнили панические посты полном запрете ФСБ на любое освещение спецоперации и распространение сведений военно-технического характера

На днях журналисты раскопали приказ Федеральной службы безопасности от 4 ноября 2022 года, который содержит перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.

Документ опубликован 18 ноября, а вступает в силу с 1 декабря текущего года. Перечень содержит 60 пунктов, которые разбиты на два больших блока: «военная деятельность» и «военно-техническая деятельность».

К первой относятся сведения, непосредственно касающиеся вооруженных сил и приравненных к ним структур (например, Росгвардии) и включают, например, сведения о персональных данных военнослужащих, о госзакупках для нужд обороны и армии, о местах хранения оружия и боеприпасов и тому подобное.

Второй блок касается военно-технической деятельности оборонных предприятий и госкорпораций, таких как «Роскосмос» и «Росатом», проектных институтов и НИИ, а так же деятельности в сфере информационной безопасности.

В перечне есть так же несколько пунктов, которые говорят о проблемах и потребностях в войсках и оборонно-промышленном комплексе, а так же о планах государства в оборонной сфере и мобилизационных мероприятиях.


Именно последнее натолкнуло многих журналистов и блогеров на мысль, что всё перечисленное теперь засекретят и разглашение этих сведений будет под запретом, причем под страхом уголовного преследования. В особенности раскачивается тема о «запрете обсуждать СВО». Вот как, например, пишет один из Telegram-каналов: «С 1 декабря в стране вводится самая жёсткая цензура. В РФ запрещаются любые формы обсуждения СВО».

Многие, даже опытные и профессиональные, журналисты подхватили эту тему. А некоторые даже кинулись чистить свои ленты в соцсетях и удалять посты о спецоперации. Попробуем разобраться, так ли все это на самом деле.

У страха глаза велики. Разбор редакции

Во-первых, подобный приказ существовал и ранее. И в обсуждаемом приказе ФСБ от 04.11.2022 № 547 прямо об этом говорится. Смотрим пункт второй Приказа: «Признать утратившим силу приказ ФСБ России от 28 сентября 2021 г. № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации».

Таким образом, еще в сентябре прошлого года был принят аналогичный документ. И, по сути, в нем ничего нового. Тот же заголовок, тот же перечень из 60 пунктов. Напомним, на момент принятия первого приказа ни о какой спецоперации речи вообще не шло и он с СВО никак прямо не связан.

Во-вторых, приказ ФСБ, вступающий в силу с 1 декабря, принят в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», о чем так же говорится в самом приказе. Речь идет о, так называемом, «законе об иноагентах». Примечательно, что этот закон тоже вступает в силу с 1 декабря.

Так вот, если посмотреть пункт Закона, на основании которого издан приказ ФСБ, то мы можем увидеть, что речь идёт о целенаправленном сборе иностранными агентами указанных сведений. Под иностранными агентами как раз и понимаются лица, которое при иностранной поддержке или под иностранным влиянием осуществляют такую деятельность. Проще говоря, если российский гражданин или организация, например, получает деньги из-за рубежа и при этом целенаправленно занимается сбором военной или военно-технической информации, то такое лицо признается иностранным агентом.

При этом, закон прямо говорит, что перечень «запретных» сведений определяется федеральным органом, отвечающим за безопасность.

Таким образом, что мы имеем?

А имеем мы злополучный «закон об иноагентах», который вступает в силу с 1 декабря 2022 года и определяет, что одним из признаков иноагента является сбор информации военного характера при поддержке из-за рубежа. Речь идет не о секретной информации, которая засекречена в соответствии с законом «О гостайне», а о не секретной военной информации, целенаправленный сбор и передача иностранцам которой может причинить вред стране. В данном случае приказ ФСБ не содержит каких-либо запретов, он просто актуализирует перечень для последующего применения закона об иноагентах. Именно поэтому данный приказ так же вступает в силу с 1 декабря.

Отметим, что статьи 275 (Госизмена) и 276 (Шпионаж) Уголовного кодекса предполагают передачу иностранным разведкам и разглашение именно секретной информации, то есть закрытых сведений в соответствии с законом «О гостайне».


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *