Бородинка: на дрезине в прошлое

Фоторепортаж из деревни, основанной нижнетуринским купцом Задворных

Рерайт публикации от 18.03.2018

Ссылка в таежную глухомань, жизнь в землянке, работа на лесоповале, война… Жизнь нижнетуринского купца-хлеботорговца после 1917 года разделилась на до и после. Обеспеченная, зажиточная жизнь в роскошном деревянном особняке, собственный магазин, уважение и почет, приглашения на светские вечера … жизнь внезапно обнулилась и начала новый, суровый отсчет.

«Открытый Лесной» вновь возвращается к теме особняка купцов Задворных, до 2011 года располагавшегося на углу улиц Ленина и Чапаева в Нижней Туре.

Дом купцов Задворных. До наших дней не сохранился, был снесен в 2011 году местным предпринимателем. (Архив)

Нашим авторам сказочно повезло. Благодаря размещенной недавно статье «Нижняя Тура: Тайна купцов Задворных» удалось найти прямого потомка купца Василия Сергеевича Задворных. Откликнулся его единственный внук Евгений Мандрыгин. Как рассказал нам Евгений, его мама являлась единственной дочерью купца. В архивных источниках сохранилось немного сведений о том, кем были купцы Задворных, как выглядел  их дом, что в нем располагалось после революции. А вот сведений о том, какая судьба постигла купеческую семью после Красного Октября, нигде не сохранилось. Благодаря внуку Василия Сергеевича мы узнали, что стало с семьей.


«Прекрасно знаю, как жестоко обошлись с моими предками, 18 семей в лютый мороз выбросили на улицу, посадили на телеги и вывезли в Красноуральский район. Из рассказа моего деда, Задворных Василия, их привезли в лес, где они должны были заниматься лесовырубкой. Жили они первую зиму в землянке, 18 семей. Постепенно, год за годом, они своими силами построили деревню. Название ей Бородинка, там мой дед и похоронен. В свое время я пытался отсудить дом, про который идет речь, но безуспешно: по каким то не ясным причинам нам было отказано. Мой дед прошел всю войну, и не разу я от него не слышал упрека в сторону государства, которое лишила моего деда семьи и прочего. Вечная ему память и всем кто с ним пережил этот беспредел», — пишет Евгений Мандрыгин.


Сегодня «Открытый Лесной» предлагает читателям отправиться в путешествие в ту самую деревню Бородинка, куда сто лет назад, в глухой таежный лесоповал, выслали купца Василия Задворных вместе с другими семьями нижнетуринских купцов.


Итак, посёлок Бородинка расположен в 17 километрах (по автомобильной дороге в 22 километрах) к северо-востоку от города Красноуральск, в лесной местности на правом берегу реки Выя (левого притока реки Салда). В посёлке имеется станция узкоколейной железной дороги, железнодорожное сообщение с посёлком Чирок. По данным 2010 года, в Бородинке проживало 18 человек. Благодаря блогеру malianov мы можем увидеть, чем живут бородинцы.

Главной достопримечательностью поселка является узкоколейная железная дорога Чирок — Бородинка — 7-километровая линия, оставшаяся от большой лесовозной Верхнетуринской УЖД. Местные жители отстояли её у разбиральщиков, так как проехать в деревню Бородинка не зимой можно только по ней (зимой — по автозимнику).

Весь подвижной состав — несколько дрезин. Ходит частный пассажирский поезд, организованный непосредственно местными жителями. Состоит он из мотодрезины с прицепом. Наверное, это самый лёгкий пассажирский поезд в России. Расписание: Бородинка — Чирок 7.00 (вт, ср, чт, сб), 9.00 (пт, вс), 15.00 (вт, ср, чт, сб), 17.00 (пт, вс) (все рейсы — к автобусу Чирок — Красноуральск). Обратно — вскоре после прибытия оного автобуса.

В недавнем прошлом существовала ветка от Чирка на север и участок за Бородинкой в сторону Юрьевки (на картах — кордон Вогулка). Они были разобраны. Как говорят, — по распоряжению экс-начальника леспромхоза.

Ремонт дороги осуществляется местными. Линия в почти отличном состоянии. Недавно некими ворами были разобраны 700 метров пути, их восстановили.

Автодорога строится, но медленно. Стоимость, как мне сказали, 6 миллионов за километр. Вроде и совсем не дорого, не знаю, верить ли.

В советские времена на Верхнетуринской УЖД были пассажирские автодрезины. Одна из дрезин имела кабину грузового автомобиля.

Рассказали про курьёзный случай, произошедший когда-то. Машинист тепловоза заснул где-то в Абатуровске (станция в Красноуральске), а проснулся оттого, что тепловоз скребётся по грунту. Как оказалось, он уехал аж до Юрьевки и вылетел с тупика.

Из комментариев Евгения Мандрыгина (потомка купца Задворных):

«Да! До боли знакомые места! Когда мама отыскала своего отца мне было лет пять или
шесть и с тех пор мы больше с дедом не расставались. Каждое лето я проводил в Бородинке. Но, хочу вам сказать, что в первый период изгнания мой дед и все остальные начали строится и жить в, так называемой, деревне Вересовка. Это еще дальше от Бородинки. Всё так же ходил туда паровозик, называемый дрезиной. Один-два вагончика. На них же возили рабочих в лес на лесозаготовки. Дорог нигде до Чирка не было потому, что кругом болото! А после окончания вырубки они переехали на Бородинку. Видимо вокруг Вересовки всё вырубили. На этом поезде кассиром работала сестра моего деда — Черноскутова Нина Сергеевна. А жила она со своей семьей в леспромхозе, куда доставлялся лес по этой же дороге. Там же, в леспромхозе, со своей семьей жил брат деда — Петр Сергеевич. Он работал в леспромхозе бухгалтером. В этой семье прожила много лет моя сестра Таня. На снимках, которые вы выставили, узнаю некоторые дома. Дом Шустовых, кстати мой детства друг — Паша Шустов, живет в Бородинке. Моя сестра Таня вышла замуж за местного бородинского парня. Так что, корни с этими краями очень крепкие и глубокие».

Продолжение следует…

Материал: Валентина Волкова, ред. Сергей Новиков | Фото: RG, Panaramio, malianov


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *