Наследие эпохи: сталинский ампир в Лесном

Город Свердловск-45, ныне — Лесной. Основанный в годы правления Сталина, он сохранил
уникальные свидетельства далекой эпохи. Давайте пройдемся по знакомым с детства улочкам в исторической части города, и почувствуем себя в музее истории архитектуры под открытым небом. Сегодня речь пойдет о знаменитой сталинской архитектуре.

По-другому этот архитектурный стиль еще называют сталинский ампир, сталинский неоренессанс, также можно встретить синонимы сталинская готика или социалистический классицизмом. Это термины, которыми обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущёв осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры.

Учитывая, что Советский Союз объявил себя самой могущественной империей, легко можно объяснить имперские замашки нового государства. Так, советские архитекторы переняли опыт классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Например, именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры.


«Мы, большевики, не отказываемся от культурного наследства. Наоборот, мы критически осваиваем культурное наследство всех народов, всех эпох, для того чтобы
отобрать из него все то, что может вдохновлять трудящихся советского общества на
великие дела в труде, науке и культуре», — член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов.


Чтобы представить себе, что включает в себя стиль «сталинский ампир», нужно знать его основные признаки:


  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи
  • использование элементов классических архитектурных стилей
  • использование архитектурных ордеров
  • использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,
    ценных пород дерева
  • обильный декор зданий
  • парадная фасадная композиция.

Если внимательно посмотреть на общественные здания в Лесном, можно легко обнаружить эти элементы. Здания сталинской архитектуры трудно спутать с другими.

«Дорого-богато» — не так жили люди в суровые послевоенные годы. Но именно так — помпезно, торжественно, роскошно — выглядели главные здания и даже жилые дома той эпохи. Настоящие дворцы с белоснежными величественными колоннами словно демонстрировали торжество идей социализма и стремление к светлому будущему.

Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся.

До сих пор все эти элементы можно встретить на парадных фасадах зданий в закрытом городе. Надо отметить, они неплохо сохранились до наших дней.

Можно с уверенностью утверждать, что типовые здания архитекторы превращали в уникальные архитектурно-художественные произведения. По сути, каждый жилой дом становился памятником архитектурного искусства, в котором проявлялись разные формы социалистического реализма.

Для сталинского ампира характерно использование фасадного декора — архитектурных ордеров, барельефов с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов и военных. А используемые в архитектуре города такие элементы как аттик, башни, балконы, социалистический ордер символизировали победу в Великой Отечественной войне. Как мы уже писали выше, сталинский ампир многое взял из классической архитектуры, поэтому в декоре можно обнаружить коринфские капители колонн, меандровые многоуровневые фризы, розеточные карнизы, растительные орнаменты.

Время не стоит на месте. И современность пытается вписаться в наследие прошлого. Удачно или нет — судить не нам. Но продолжение следует…

Валентина Волкова, Фото: Сергей Новиков, «Открытый Лесной» | рерайт публикации от 15.06.2018


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *